Сайт педагога дошкольника
Вход на сайт
Меню сайта
Объявление
Праздник дня
Праздники России
Погода
Наш опрос
Полезна ли информация на сайте для Вас
Всего ответов: 1
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Взаимосвязь речи ребёнка и тонких движений рук

Развиваем руки – развиваем речь.

 

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уде­лять развитию мелкой ручной моторики. Сначала развиваются тон­кие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движе­ний пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает — задерживается и речевое развитие.

Какие игры и упражнения могут помочь маленьким ручкам стать совершеннее?

Предоставьте ребенку возможность играть со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре поверхностей: коробками, банками, флаконами и бутылками (из пластика или кар­тона), кусочками тканей, палочками, камушками и многими другими.

Для развития мелкой моторики можно использовать подруч­ные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупы. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сна­чала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. Достоинством игр с предметами домашнего обихода является то, что для их проведения не требуются какие-то специаль­ные игрушки, пособия.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вме­сте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, домик, волны), буквы.

Учите детей переливать воду из стаканчика в другую (более широ­кую) емкость, наливать воду в стаканчик из-под крана, вылавливать руками или ситечком плавающие в воде небольшие предметы. Все это, конечно, лучше делать в ванной во время купания.

Дайте ребенку для игр сыпучие материалы. Летом больше играйте в песочнице: учите насыпать песок лопаткой, совочком, руками в ведерки и формочки разного размера. Зимой сделайте дома импро­визированную песочницу. Для этого можно использовать любую крупу, причем лучше каждый раз разную. Ее тоже можно пересыпать из одной емкости в другую, перекладывать ручками или ложкой, про­сыпать сквозь сито.

Предложите малышу фасоль, бусинки, пуговицы. Их можно пересыпать, перекладывать руками или ложкой, проталкивать в отверстие в банке (возьмите металлическую банку от кофе с пласт­массовой крышкой и сделайте нужное вам отверстие), раскладывать в ячейки для яиц и вынимать обратно.

Рисуйте различные фигуры: прямы и волнистые линии, круги, овалы, квадраты и треугольники, закрашивайте их. Во время рисо­вания можете комментировать то, что рисуете. Заодно обращайте внимание на цвет линии, оставляемой краской или карандашом. Но не стоит за один «урок рисования» стараться перепробовать все цвета, лучше, если каждый раз будет новый цвет.

Не бойтесь давать своему малышу пластилин. Разомните его до мягкости и отрывайте от небольшие кусочки. Эти кусочки можно как-нибудь назвать (булочки, конфетки, что-то другое) и «склады­вать» их в нарисованную на листе бумаги корзинку или тарелочку. Можно размазывать кусочки пластилина по бумаге. Можно втыкать в пластилин разные мелкие предметы (фасолинки, пуговицы, бусины и так далее).

Обязательно играйте с малышом в пальчиковые игры. Их значе­ние до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Полезно еже­дневно выполнять активные упражнения для пальцев рук, в том числе с использованием игр-потешек «Сорока-белобока», «Ладушки», «Здравствуй, пальчик» и других. Подобные игры знают все родители.

Можно научить ребенка делать из пальцев разные фигуры: «Домик», «Очки», «Замок».

Все упражнения выполняйте в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками имеете. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

Если вы опасаетесь давать ребенку ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты — как получится; а вы будете наклевать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. В итоге может получиться осмысленный коллаж.

Для развития рук малыша хорошо подходит разнообразная пред­метная деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование боти­нок и специальных рамок, нанизывание колец на тесьму, собирание мозаики, пазлов, игры с конструкторами.

Занимаясь с малышом, не устраивайте уроков или занятий, про­сто играйте с ним — искренне и непринужденно.

Чем раньше вы поймете, что мелкая моторика напрямую связана С речевым развитием ребенка, чем раньше начнете развивать ее, тем в будущем речь ребенка будет более точной и правильной.

 

Категория: Развитие речи детей | Добавил: paraceta2 (01.05.2019)
Просмотров: 77 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar



Copyright MyCorp © 2025
uCoz