Знакомство дошкольников с предметами рукотворного мира
«Узнай всё о себе, шарик»
Цель: Познакомить с резиной, её качествами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.
Оборудование: Воздушные шары: два надутых, один сдутый, резиновые перчатки, резинка для волос.
Предварительная работа: Знакомство с воздухом.
Ход игры: В гости прилетел воздушный шарик. Он хочет, чтобы дети рассказали о нём, так как сам о себе ничего не знает.
Воспитатель предлагает детям помочь шарику узнать, из какого материала он сделан. Дети объясняют, шарику, что он – резиновый. С помощью разных действий они выясняют, что резина – мягкая, гладкая. Затем показывают, каким шарик может быть маленьким (сдувают воздух). Шарик не соглашается, возмущается, просит надуть его. Воспитатель надувает шарик и предлагает каждому ребёнку надуть воздухом шарики. Появляются маленькие разные шарики. Воспитатель помогает детям выяснить, что резина эластичная, она растягивается. Дети говорят шарику, что его называют воздушным шариком, так как у него внутри воздух.
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что резина не пропускает воду, то есть она – водонепроницаемая. Называет предметы, которые человек сделал из резины, не пропускающие воду: например, резиновые сапоги носят в дождливую погоду, резиновые перчатки одевают на руки, когда моют посуду, и руки остаются сухими и чистыми. Дети вместе с воспитателем проводят опыт с перчатками: надевают на руки и опускают руки в воду, затем снимают перчатки, руки остались сухими.
«Ткани от Матроскина»
Цель: Научить устанавливать причинно – следственные связи между назначением и видом материала; закрепить представления о том, что одежда из определённой ткани может иметь разное значение.
Оборудование: Кусочки ткани (шерстяной, хлопчатобумажной, болоньи) ; набор карточек, разделённых пополам.
Ход: Дети сидят за столами. Раздаётся стук в дверь, и входит почтальон Печкин, который приносит посылку от кота Матроскина, а в посылке – разные ткани. Печкин просит помочь детей выбрать ткань для новогодних костюмов Шарику, дяде Фёдору и себе. Дети получают на выбор образцы тканей. Они рассматривают их. Воспитатель просит посоветовать, что можно сшить из каждого вида ткани. Дети определяют свойства и качества тканей с помощью действий: льют воду, подносят к телу, смотрят через ткань. Далее дети характеризуют свойства шерстяной, хлопчатобумажной ткани, болоньи, рассказывают, что можно сшить из них: например, из шерстяной можно сшить тёплую рубашку, штаны или костюм медведя, волка, так как ткань тёплая, тяжёлая; из болоньи можно сшить плащ – накидку и костюм для волшебника – фокусника; из хлопчатобумажной ткани можно сшить шторы для окон. Печкин плохо запоминает, поэтому просит продиктовать всё, что дети знают о тканях.
На прощанье дети разрабатывают эскизы новогодних костюмов и рекомендуют ткани для них.
«Дерево умеет плавать»
Цель: Расширить представления о дереве, его качествах и свойствах; научить устанавливать причинно – следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
Оборудование: Образцы дерева для каждого ребёнка, образцы любых других материалов, металлические и деревянные ложки, спички, ёмкости с водой.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть»
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что герои из сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» пришли за помощью. Дети вспоминают, что произошло с героями: они хотели перебраться через реку, но Пузырь лопнул, а Соломинка сломалась. Воспитатель обращает внимание детей на предметы, найденные героями сказки на берегу, и просит выбрать тот, на котором можно переплыть через реку (железная и деревянная пластины, бумажная салфетка, кусок хлопчатобумажной ткани). Воспитатель предлагает проверить все предметы, для чего приносит ёмкости с водой для каждого ребёнка. Дети кладут все предметы на воду и смотрят, какой из них утонет. Если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать, выясняют, что бумага, ткань, металл тонут, а деревянные предметы плавают.
Герои сказки говорят, что они не знают такого материала – дерево, они знают только деревья, которые растут у них в лесу. Дети рассказывают Пузырю, Соломинке и Лаптю, что деревянные предметы делают из деревьев, для этого их спиливают пилой, стволы очищают от сучьев топором, брёвна везут на фабрики, где люди делают из них деревянные вещи, например, мебель. Воспитатель показывает несколько других деревянных предметов, называет их, рассказывает, что деревянные предметы лёгкие, они не тонут в воде.
Дети предлагают героям сказки использовать пластинки из дерева для того, чтобы переплыть через реку. Пузырь, Соломинка и Лапоть просят детей рассказать о других признаках дерева. Дети вспоминают все его особенности: оно лёгкое, прочное, гладкое, или шероховатое, тёплое, горит, не тонет.
Наблюдения за живой природой
«Где цветы? »
Цель: Установить особенности опыления с помощью ветра, обнаружить пыльцу на цветках.
Материалы: Серёжки цветущей берёзы, осины, цветы мать- и – мачехи, одуванчика; лупа, ватный шарик.
Ход наблюдения: Дети рассматривают луговые цветы, описывают их, выделяя в строении лепестки и сердцевину. Выясняют, где у цветка может быть пыльца, и находят её ватным шариком. Рассматривают цветущие серёжки через лупу, обнаруживают сходство с луговыми цветами (имеется пыльца). Воспитатель предлагает детям придумать символы для обозначения цветов берёзы, ивы, осины (серёжки – тоже цветы). Уточняет, зачем пчёлы прилетают к цветам, нужно ли это растениям (пчёлы летят за нектаром и опыляют растение).
«Зачем одуванчику парашютики»
Цель: Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.
Материалы: Семена одуванчика, лупа, вентилятор.
Ход наблюдения: Дети выясняют, почему одуванчиков так много. Рассматривают растение с созревшими семенами, сравнивают семена одуванчика с другими по весу, наблюдают за полётом, за падением семян без «парашютиков», делают вывод (семена очень мелкие, ветер помогает «парашютикам» улететь далеко).
«Кто чистит аквариум? »
Цель: Выявить взаимосвязи в живой природе экосистемы «пруд».
Материалы: Аквариум со «старой» водой, моллюски, лупа, кусок белой ткани.
Ход наблюдения: Дети рассматривают стенки аквариума со «старой» водой, выясняют, кто оставляет полоски на стенках аквариума. С этой целью проводят белой тканью по внутренней стороне аквариума, наблюдают за поведением моллюсков (они двигаются только там, где остался налёт). Дети объясняют, мешают ли моллюски рыбкам (нет, они очищают воду от тины).
Наблюдения за неживой природой
«Окрашивание воды»
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, может нагревать другие вещества, некоторые вещества в воде растворяются, вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материалы: Ёмкость с водой (холодной и тёплой, кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Ход наблюдения:
Воспитатель и дети рассматривают в воде 2 – 3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны (вода прозрачная) и что произойдёт, если в воду опустить рисунок, написанный красками. Определяют, что рисунок размылся, а вода изменила цвет, обсуждают, почему это произошло (частички краски попали в воду). Выясняют, как ещё можно окрасить воду (добавить краситель). Воспитатель предлагает детям окрасить воду самим (сразу в стаканчиках с тёплой и холодной водой, потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один тёплый, а другой холодный, потрогать воду рукой, понюхать (без запаха). Воспитатель ставит перед детьми задачу узнать, в каком стаканчике краска быстрее раствориться, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах – сильнее). Дети выполняют задание, рассказывают, что получилось. Воспитатель предлагает положить в тёплый стакан ещё одну ложку красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных цветов сливают в разные ёмкости (для дальнейшего изготовления цветных льдинок, рассматривая, какой получился цвет.
«Уличные тени»
Цель: Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.
Ход наблюдения: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку про тень. Они рассматривают образование тени на улице: днём от солнца, вечером – от фонарей и утром – от различных предметов; в помещении – от предметов разной степени прозрачности. Взрослый обсуждает с детьми: когда появляется тень (когда есть источник света, что такое тень, почему она образуется (это тёмное пятно; тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее).
«Два магнита»
Цель: Выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Материалы: Два магнита.
Ход наблюдения: Воспитатель ставит перед детьми задачу: определить, как будут вести себя два магнита, если поднести их друг к другу. Предположения проверяют, поднося одинмагнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что произойдёт, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся; магниты могут притянуться или оттолкнуться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу).
Опыт. Повторить опыт, выявляющий защитные свойства снега, и обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).
Опыт. Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.
Опыт. Выявление механизма образования облаков (опыт проводится в группе). Побрызгать из пульверизатора на листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю. Объяснить детям, что таким же образом собираются в небе облака.
Опыт по выявлению плавучести предметов.
Подвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Если вода проникнет в предмет, он утонет. Опустить в воду две одинаковые бутылочки с пробками. Одна бутылочка с плотно закрытой пробкой, она будет плавать. Другая бутылочка неплотно завинчивается пробкой. Дети увидят, что вода попадет внутрь бутылочки, она утонет.
Опыт. Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.
Опыт. «Почему не тонут корабли?»
Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли. Содержание: в емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.
Опыт. Цель: продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. Содержание: на вечерней прогулке в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующее утро дети видят, что бутылка лопнула. Воспитатель обсуждает с детьми, почему это произошло, подводит детей к самостоятельным выводам (вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку).
Опыт. Цель: познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы. Содержание: предложить детям исследовать притяжение магнитом предметов из разных материалов (металл, дерево, пластмасса), подвести детей к выводу: все, что притягивается магнитом, сделано из железа. Результаты опытов зарисовать.
Опыт. Цель: познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). Содержание: предложить детям разнообразные предметы: прозрачные и светонепроницаемые (кусочек стекла, фольга, калька, стеклянный кувшин с водой, картон и т.д.). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет. Результаты опыта зарисовать.
Опыт. Цель: закрепить представления о том, что в почве есть вода и воздух.
1. Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха.
2. Нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Объяснить, что вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова превратился в воду — стал росой.
|