Дидактическая игра экологического содержания,
как способ изучения природы
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.
Что такое дидактическая игра экологического содержания? Такая игра помогает увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Дидактические игры одно из средств обучения детей дошкольного возраста, способ познания окружающего. Играя, ребёнок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения и животных.
В дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. В младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «назови, кто это?», «изобрази животного», «узнай по голосу». В средней группе - в играх типа «угадай, кто где живет?», «помоги животному», «большие и маленькие». Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Дидактические игры экологического характера делятся на две группы:
1. Игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
2. Игры для формирования нравственно – оценочного опыта поведения дошкольников в природе.
Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде. При общении с природой, у ребенка зарождается эмоциональное побуждение, исключается равнодушие и безразличие, возрастает желание узнать больше нового, следовательно, идет процесс эмоционально – психологической готовности принять информацию о природе.
В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр: предметные, настольно-печатные, словесные.
Предметные - это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки, сухие плоды, цветы и т. д.) Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы.
Словесные - это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы
Настольно – печатные - это игры типа лото, домино, разрезных картинок. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.
Особенностью дидактических игр экологического содержания является то, что они не дают детям рецепт поведения в готовом мире, а постепенно подводят их к собственным выводам и заключениям.
|